Детское творчество

Аня Сибирцева спросила в комментариях к рисункам наших дел в он-лайн школе креативного мышления:
«Мастерит Лада задания? Как ведет себя, если что-то получается не так, как было задано/как она желала?»

Ответ получился развернутым, потому публикую его тут.

Лада делает задания. Уроки проходят в 17-00, мы в это пора на хореографию идем или на английский. Исключением была первая неделя в школе, когда Лада хворала и все выполняла в режиме реального времени. Сейчас глядим в записи, но в режиме реального времени ей нравится вяще. Хотя на мой взгляд, ничем не отличается. А в ее реальности охота делать, когда все делают.


По ее мнению (и моему тоже) у нее все получается. Разумеется, всегда результат отличается от результата, какой есть у художника на экране. Но то, что она рисует уже вылито на то, что она говорит (то есть заяц похож на косую, автобус на автобус и т д). С самого начала рисования, лепки и прочих художеств для меня значительно, чтобы у нее не было границ. Границ обороты, не было оценки настолько долго, как возможно. Пока это удается. Она видит, что труд отличается или заведомо рисует по-другому, сообщает, а у меня будет так. Или например, смешивает теплые краски, она увлекается, добавляет нюансы синего. И делает осень с синими красками. Сообщает, я так попробую. Пробует, делает, радуется.

Ведая ее особенности манифестирующего генератора и особенности бодиграфа, я корректирую ее лишь по двум пунктам:
— она спешит. Манифестирующий генератор + отворённый корневой центр. В начале урока она увидала готовый результат, к которому они придут сквозь час. И начинает сразу рисовать, то, что увидела. Художник же ведет по любой линии, по каждому оттенку, технику дает. Если я рядышком, говорю: «Давай подождем, вдруг мы что-то новоиспеченное узнаем и будем рисовать, как еще не рисовали».

— из-за спешности не видит, не слышит деталей, пропускает. Так, не услышала что нужно намочить акварельную бумагу водой, а затем раскрашивать. Я не разом поняла в чем дела, меня не было рядышком, когда она рисовала акварельной краской. На вытекающее утро я предложила еще раз нарисовать картину. (видео доступно сутки). Она ликовала, что краска ложиться по-другому. Но картины обе ей нравятся: и первая и вторая.
По возможности я рядышком во время уроков, обращаю внимание на детали. Рядышком всегда есть бумага еще, где она может писать, если у нее есть время и она ждет вытекающего шага художника.

Лада сейчас не мастерит акцента на том, что получилось как-то не так. У нее все получилось так. Так как она желает. Наверное, это главное ощущение, которое я влеклась ей передать за все время. Мы с мужем порой препирались, нужны ли рамки, нужно ли показывать ей как верно рисовать, лепить… Он говорил, что она так будет всю существование рисовать каляки-маляки?? А ей всего-то 4,5 года! Для нее за каляками-маляками стояла цельная история, сюжет, и конечно, возможность мастерить на бумаге то, что хочет и как хочет. Было расписано достаточно обоев (специально купленных для этих мишеней). Обычно она рисует сама, без уроков, она еще не ведает, что из этого получится: нарисую и увижу, нарисую и придумаю.
Или когда она желает нарисовать что-то конкретное, например, пингвина. Упрашивает его нарисовать, потому что не умеет. Я отвечаю, что тоже не умею, ни разу его не писала как и она. Зато я знаю, кто умеет: наши ручки. Башка думает, что не умеет, а ручки не думают, они умеют все. Берем в длани карандаш или краски и рисует каждая своего первого пингвина. После этого она уже сообщает, что умеет писать пингвина.

Рисунки стали приобретать конфигурацию летом: она нарисовала дельфина, который скачет через обруч (её любимый фильм «История дельфина»)

Так, вчера рисовали птиц вместе, она свою, я свою. Я увлеклась, мне неплохо. Лада вдруг говорит: «Давай я тебе тут подрисую полоски и лапы нарисую?» Я отказалась, потому что я была в своем процессе и желала его продолжить самостоятельно. Возможно и дети что-то ощущают подобное, когда их отвлекают от их процесса. Пять, что она спросила, а не начала рисовать у меня. Я тоже у нее спрашиваю. Когда необходима помощь, она просит. Но чаще говорит: «Я сама, возьми себе лист»!

Порой случаются моменты, когда я хочу, чтобы она что-то писала по-другому. Более «правильно», более гладко что-ли. Она же в своем увлеченном процессе и ей там неплохо. А мое «хочу» во мне поднимается. Лечусь так: рисую то, что желаю, чтобы нарисовала она, сама. Отпускает хотелка. Мое ощущение, что техника отлично ляжет позже на свободу выражения. Независимость вернуть труднее, нежели освоить технику. Это мое суждение на сегодняшний день.

Размышления о творчестве

Опять о личном, образовательном и творческом