Размышления о творчестве

Как-то моя приятельница играла с Ладой. Они начали строить дом из Лего. И Настя сообщает: «Строить нужно вот так, отсюда кладем кирпичики сюда и рядышком». При попытке Лады прикрепить кирпичик «не туда», Настя сообщала, куда нужно. Я остановила её и попросила самой не строить, а быть рядышком и наблюдать. Это у нас в голове есть картинка того, как все надлежит выглядеть и быть. У нас в голове шаблоны ВСЕГО. На все кушать образцы, по которым мы, взрослые, оцениваем, измеряем верно/не правильно. А у деток пока нет этого до того момента, пока им несколько раз не произнесутдокажут правильность/неправильность какого-либо действия, объекта, явления. У нас в голове есть образец дома, какой можно построить. У кого-то несколько образцов. А у ребенка его еще нет. И для него это творчество, в каком вариантов как построить дом может быть тысячи! Лада основы строить дом из центра, стены, пол, которые не входили в «проект» Насти. На ребяческих форумах, книгах по раннему развитию одним из минусов Монтессори-педагогики я встречала отсутствие творчества. В этом плане в Москве нам повезло.

Педагоги ребяческого клуба Монтессори-Сити

В детском клубе был очень созидательный коллектив, занятия по живой музыке, где педагоги на деле чувствовали детей, шли за ними, шли за каждым ребенком. Бывальщины и театральные постановки. В монтессори среде была независимая творческая зона, в которой ребенок сам выбирал чем писать, на какой бумаге, лепить, клеить и как долго. В этом клубе я ни разу не услышала, что дитя, что-то делает неправильно! Всегда были проблемы, причем корректные. Это уважение к природе ребенка.

На празднике озари в Монтессори-Сити

Когда мы переехали в Подмосковье, рядом с домом отворили детский центр, куда мы сходили на одно дело, в котором я испытала шок. Мы пришли на занятие в красочную прекрасную комнату с новыми игрушками и пособиями, которые были в зоне доступа детей. И конечно, они хотели все это потрогать и поиграть. Я с педагогом условилась, что мы будем свободно заниматься и, если Лада пожелает, она присоединиться к группе. Я объяснила, что мы занимались в другом формате и это наше пробное дело. Лада выбрала себе пару книг с пазлами и присела раскладывать за столиком. Другие детки сидели в сфере и выполняли упражнения и задания педагога, что-то под музыку, что-то без неё. Педагог идет по своей программе, раздельно от детей. Сюжет одной песенки, был про облачко, какое закрывало тучку. В одной руке облачко, в иной – солнышко. В какой-то момент я слышу обращение к ребенку возле 2 лет: «Ты неправильно закрываешь солнышко». !!!! Затем лепили солнышко из соленого теста. В этом процессе тоже было целое руководство, как нужно катать шарик и дальше по руководства. 1 вариант из множества. Не говоря уже о том, чтобы дать пора ребенку реализовать возможный свой вариант. При этом на протяжении итого часового занятия детки смотрели по сторонам, кругом же все яркой и красочное зовет «поиграй со мной». Я надеялась, что может будет у них в крышке занятия минут 10, чтобы поиграть в то, что охота. Я ошиблась! «Занятие окончено, освободите помещение, сейчас придет вытекающая группа», — голос педагога прозвучал как-то раздельно от него. Для деток в группе это было всего третье дело, а они уже и не пытались взять, сделать то, что хочется. Они смотрели по сторонкам, глаза все еще горели, но они не двигались в сторону своего жажды. В конце занятия я сказала, что нам вряд ли подойдет подобный формат. На что педагог согласилась, известив: «В следующий раз Ладе пришлось бы участвовать в занятии. Наши дела ориентированы, чтобы ребенок научился соблюдать правила, дисциплину и подготовился к школе». !!! В 2 года – стряпают к школе! Сколько же взрослых, бывших детей с пылающими глазами, смотрят на то, как проходит их жизнь?! Они хотят чего-то, это что-то у них под носом (и не непременно материальное), а взять не могут. Порой даже думы не допускают, что можно взять! Просто взять. Парадокс. Рядышком нет родителей, педагогов, зато остались привнесенные в разум и тело программы.

Дома Лада сама выбирает чем писать, как рисовать. Каждый рисунок она может назвать — что нарисовано и где какие доли целого. Часто с выражением: «А что разве не видно?»

Притча на эту тему. Слон – самое крупное сухопутное скотина. Сила взрослого слона огромна. Их используют для переноски тяжестей обитатели Африки и Азии. Маленького слоненка приручают к веревке. Как? Его привязывают к тучному дереву. Слоненку это, конечно же, не нравится. Он пробует все свои мочи, чтобы освободится. Но он еще мал… И веревка оказывается куда мощнее всех усилий. Животное привыкает к тому, что веревка мощнее его. Проходит время. Слоненок вырастает в большого слона. Сейчас, казалось бы, его ничто не сможет удержать. Но его привязывают все той же веревкой. Слон больше не проверяет веревку на прочность. ______________________________________________________________________________________________________ На этой неделе мы отправь в Питере на занятие вместе с мамой в Монтессори середина. Здесь творческое занятие 15 – 20 минут выделено в отдельный блок после дела в монтессоре среде. Даже здесь ситуация очутилась схожей с той, которую я описала выше. Морская тема. Одному ребенку – одинешенек мелок: синий или голубой. Взрослый вполне может писать море синим, а у ребенка оно бывает разных нюансов синего, голубого, серого, зеленого, изумрудного и еще иных цветов. К тому же в море кто-то живет и растет не непременно синего цвета. Лада порисовала одним тонком, поискала другие и ушла. Через несколько минут забежали снова. Дети уже порисовали что-то синей краской и лепили рыбку из теста. Краски были убраны, Лада сама взяла. Стала писать там же где и рисовала мелком. Педагог, никак не обратившись к ней, не посмотрев в очи, взяла её руку с кисточкой и сделала попытку писать её рукой синей краской. Я, видя выражение лица своей дочери (недоумение, разочарование и протест), застопорила. Педагог на несколько секунд остановилась, собираясь продолжить: «Я желаю показать технику». «Она сейчас уйдет, — покойно ответила я, — либо она рисует то, что хочет и как желает, либо уйдет. Лада рисовала зеленой краской, в то пора как все другие уже лепили рыбок. И снова слышу голос педагога: «Это неверный плавник». !!! Ну как так можно? Это занятие по творчеству для детей от 2 до 3 лет! Дело по «творчеству», где все рыбки должны быть похожи на рыбку, какую показывает педагог. В голове у детей могут быть различные рыбки. И разного цвета, размера, с плавниками и без и даже тех, каких мы с вами не видели. Как можно превратить занятие по творчеству ребяческом клубе для малышей в посредственное школьное занятие? Вот какое дефиниция творчества дает Википедия: «Творчество — процесс деятельности, основывающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно новоиспеченного. Творчество направлено на решение проблем или удовлетворение надобностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его итога. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, вероятно, автора, не может получить в точности такой же итог, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким манером, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в последнем результате какие-то аспекты своей личности. Собственно этот факт придаёт продуктам творчества добавочную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новоиспеченное, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то новоиспеченного, ценного не только для одного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей».

Стоит ли сообщать об уникальности «рыбок», «солнышек»… Они сделаны по заданному педагогом образчику. А затем и вся жизнь — будь как все, делай как все… Конечно, кушать правила. Например, правила дорожного движения, безопасности. Кушать техники в творческом процессе. Во-первых, они тоже были сотворены кем-то в этом самом творческом процессе. И, вероятно, ваш ребенок может стать автором новой техники. Во-вторых, конфигурация подачи этой техники. Все же можно сделать с поддержкой вопросов, игры, предоставляя возможность своих собственных открытий любому ребенку. Посмотрите, сколько анонсов тренингов, семинаров по раскрытию созидательных способностей для взрослых, правополушарному рисованию, креативному мышлению в существования и бизнесе, инновационным идеям. В начале жизни мероприятия по закрытию созидательных способностей, в середине – по открыванию… Взрослые люди на этих тренингах, проходя сквозь блоки, запреты возвращают себе возможность творить. Чувствуют искреннюю непосредственную радость. В моем тренинге «Волшебницы своего дела» — тоже кушать творческая часть. Она оказалась одной из самых тяжелых, важных, но безумно красивых и вскрывающих внутренний созидательный ресурс, который позволяет довериться Процессу творения.

Это уже в Питере на Фестивале «Душевный Базар», где были мастер-классы для детей. Дочь раскрашивает крылья.

Многие старшие приходят на тренинги по рисованию и другим творческим темам, не для того, чтобы научиться писать, петь или танцевать. Это для них дополнительный приятный бонус. Они приходят за способностью разрешить старые задачи новым способом в актуальных для них сферах: семейство, бизнес, отношения, работа и многое другое. Это мои размышления. Буду рада, если и вы в комментариях поделитесь своими размышлениями. Дела я описала подробно, так как из таких вот мелочей, оценочных предложений складывается картина мира детей. Из мелочей заключается вся жизнь. В заметке «Берегите своих детей» я повергла пример с листом бумаги, который наглядно демонстрирует кто из нас целостнее и кто кого и чему обучает. Наблюдайте, почитайте, спрашивайте и растите вместе с детьми. Со своими детьми и детьми, каких вы встречаете.