Праздники славян: Пробуждение Домового



ДомовойМногие ведают, что первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта присловье? Ведь любая пословица имеет под собой какую-то основу. Для того, чтобы это выяснить, нам надо окунуться в прошлое, именно там скрываются корни многих высказываний и присловий. История наших предков имеет глубокие языческие корни, отголоски которых мы можем наблюдать и сегодня. Все в тех же пословицах, присловьях, поверьях и приметах. 1 апреля наши языческие деды справляли один занятный праздник. Скорее, даже не праздник, а некий рубеж. Этот день почитался Днем пробуждения домового. Древние славяне веровали, что на зиму он, подобно многим животным и духам, вливался в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую труд по дому. Спал домовой ровно до того поре, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по суждению предков, совсем не в марте, а в апреле. Точнее произнести, приход весны знаменовался днем весеннего равноденствия, и все последующие дни вплоть до 1 апреля были днями встречи весны. Первого же числа весна приходила решительно и бесповоротно, и главный дух-хранитель очага — домовой — должен был пробудиться, чтобы навести порядок в доме. Как известно, когда мы длинно спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, супруга или мамы, то нередко бываем недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, отчего нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают привередничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после длинной спячки он просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает баловаться, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы коням запутает, коров перепугает, белье перепачкает… Разумеется, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как популярно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для пробудившегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, какие разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем опоясывающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, какой, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в беседе все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой позабыл, что он недавно проснулся. Со временем, про встречу весны и умасливание домового первого апреля позабыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день осталась. Отдельный славянские общины справляли Именины Домового 30 марта.