Подготовка к вышиванию

Материалы, инструменты, устройства
. Основой для вышивания являются льняные, конопляные, шерстяные, суконные, шелковые, хлопчатобумажные и смешанные материалы домашнего и фабричного производства и нитки различных сортов. Многие материалы, необходимые для рукоделия, отыщутся в каждом доме: вышедшие из моды и употребления сшитые и вязаные изделия, останки тесьмы, шнура, ниток, кожи и кожзаменителя, лоскутки материалы, кружева, ленты и многое другое. Их необходимо рассортировать, распороть, вычистить, выстирать, выгладить и уложить в коробки и пакеты. Ткань Состоит из основы — долевых нитей, параллельных кромке, и утка — поперечных нитей. Рисунок, созданный на материалы чередованием нитей основы и утка сквозь 1, 2, 3 и более нитей называется переплетением. К основным переплетениям, несложным и гладким, относятся полотняное, саржевое, атласное и сатиновое (рисунок. 2,а-г). Самым несложным является полотняное переплетение, в котором нить утка переплетается с нитью основы в шахматном распорядке, через 1. Лицо и изнанка равны. Ткани полотняного переплетения наиболее спокойны для вышивания счетными и строчевыми швами. На материалах не полотняного переплетения вышивают по ранее нанесенному рисунку или по канве — особой сетчатой ткани. Для вышивки по свободно нанесенному очертанию узора годятся все ткани, имеющие гладкую, однотонную поверхность. В подневольности от назначения изготавливаемого изделия и техники исполнения подбирают необходимую материал. Для скатертей, дорожек, салфеток, занавесок применяют лен, лен с лавсаном, суровое полотно и редину; для панно и ковриков — канёву, рогожку, мешковину, холст, бортовку, полотно, сукно, шерсть, драп. Для сумок и газетниц используется любая материал с неярко выраженной структурой. Для блузок и разодетых платьев применяют более тонкие материалы — батист, маркизет, шелк и тонкую шерсть. Для верхней платья — сукно, драп, нетканые материалы.  Подготовка к вышиванию Нитки (пряжа) воображают собой скрученные волокна, которые случаются натуральными (льняные, конопляные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), ненастоящими, синтетическими и смешанными. Нитки, применяемые в рукоделии, отличаются по качеству, структуре, толщине и цвету. Для вышивания на батисте, маркизете, крепдешине используют мулине в 1 нить или шелковые нитки. Мулине в две-три нити используются в вышивках по марлевке, рогожке, полотну. Шерстью в 1 или несколько ниток и шелком, в подневольности от толщины ткани и узора, можно вышивать на шерстяных материалах. Для вышивания крупных изделий применяют мулине в пасму (6 ниток), ирис, штапельные, шерстяные и синтетические нитки. Если вышивать нитками из ненастоящего шелка и синтетическими, то они распушиваются и придают готовой вышивке бархатистый вид. Используют также нитки, выдернутые из материалы или цветной тесьмы, а в накладном шитье — шнур, тесьму, сутаж. Чтобы нитка во пора работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее при вышивании должна быть не немало 50 см, причем шерстяной — не более 40 см. Подбирать нитки для труды желательно при дневном освещении, так как электрический свет искажает их краска. Необходимо проверить нитки на линяемость — твердыня окраски. Для этого нитку нужно спустить в горячую воду, слегка намылить и простереть через вдвое сложенную белую материал. Если на ткани остался след краски, все нитки необходимо намылить и залить крутым кипятком на 15 мин. После выполоскать в нескольких водах и закрепить краску уксусом. Можно также прокипятить нитки в водно-уксусном растворе (1 столовая ложка на стакан воды) в течение 5 минут. Канва — особая ткань, переплетения нитей которой образуют клетки различной вемаски, в зависимости от сорта материала. Прикреплять канву на рабочую материал нужно швом «вперед иголку» вначале вдоль рисунка, а потом поперек. Перед начином работы необходимо проверить, одинаковой ли толщины нити основы и утка в материалы и канве. Канву можно приготовить самому, выдергивая по счету нити материалы сначала в одном направлении, Потом в товарищем. Для вышивания нарядных платьев и сценических костюмов, изготовления всевозможных украшений необходимы бисер, стеклярус и блестки. Бисер — тонкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с дырами для продевания нитки. В рукоделии наиболее нередко применяют бисер из глухого (непрозрачного) и сквозного стекла разных цветов. Стеклярус — отрезки ювелирной стеклянной трубки длиной 3-10 миллиметр. Блестки — ювелирные, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластических масс диаметром от 2 до 20 миллиметр. Хранят бисер и стеклярус по краске и размеру в отдельных бутылочках, маленьких баночках, пузырьках и пробирках с покрышками и пробками. Иголки бывают разной длины и толщины, от номер. 1 до номер. 12. Для швейных и вышивальных трудов нужно иметь набор швейных и штопальных иголок: весьма тонкие (№0-1) — для вышивания бисером и стеклярусом, ювелирные (номер. 2-3) — для вышивания на тонких материалах; средние (номер. 3-5) — на льняных материалах; толстые с большим овальным ушком (номер. 6-12) — для труды на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, тесьмой, синтетическими нитками. Тучную ткань будет легче шить, если смазать иглу мылом. Хранить иголку желательно вместе с ниткой, завязанной узелком. Нитковдеватель — особое приспособление, облегчающее вдевание нитки в иголку. Булавки необходимы при подготовительных и вспомогательных трудах. Хранят их в коробочке с плотно закрывающейся покрышкой. Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в труду иголки и булавки до начала работы и после ее завершения. Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в особую коробочку, а после работы выбрасывать. Заржавленные иголки можно зачистить, вкалывая их несколько раз в мешочек, туго набитый сухими опилками. Наперсток предохраняет посредственный палец правой руки от проколов иглой, помогает мастерить четкие проколы плотной ткани. Он может быть металлическим или пластмассовым и подогнут по размеру пальца. Ножницы должны быть нескольких размеров с заостренными лезвиями и плотно сомкнутыми концами. Необходимы вящие ножницы для раскроя ткани, средних размеров — для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток, махонькие с загнутыми концами — для обрезывания рабочих ниток, надрезывания нитей материалы при строчевых работах и прорезных вышивках и «зигзаг» — для оформления краев материалы при раскрое. Ножницы во время работы необходимо класть со стороны рабочей руки, перстнями к себе. Передавать ножницы необходимо перстнями вперед и с сомкнутыми лезвиями. Чтобы наточить ножницы, довольно несколько раз постричь ими наждачную бумагу или «порезать» 15-20 раз иголку. Колышек, проколка или пендель — долгая деревянная, металлическая или пластмассовая палочка с заостренным концом, при помощи которого удаляют наметку и силки, выправляют углы, выравнивают петли и раздвигают нити материалы для получения отверстия в отдельных швах. Шило применяют в труду с плотными и толстыми материалами: сукном, войлоком, кожей и др. Пяльцы — особое приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они случаются деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной конфигурации. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы, какие представляют собой 2 деревянных обруча диаметром 2019730 см. Для рукоделия необходимы также сантиметровая лента, долгая и короткая линейки, угольник, плотная бумага и картон для рисунков и трафаретов, калька, миллиметровка, копировальная бумага, альбомы для рисунков, карандаши твердо-мягкие (ТМ) и цветные, фломастеры, тушь. Зарисовка рисунков . В традициях, созданных многими поколениями общенародных мастеров, вырабатывались и способы перенесения рисунков на ткань. В старину копировали узоры независимых вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания очертания углем. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла, мела и намачивания. Под натянутую на пяльцы ясную ткань вышивальщица подкладывала вышитый объект и терла ткань тыльной стороной алюминиевой ложки, кусом свинца, а если это была темная материал, то куском мыла, воска или мела. В итоге трения образовывался слегка заметный очертание рисунка, который обводили карандашом, углем или прошивали цветной ниткой. Для перевода рисунка методом намачивания подготовленную для вышивания материал смачивали и накладывали на вышитую. Мокрая материал плотно прилегала к вышивке, рельефно обрисовывая очертание узора, который Потом прометывался. Счетные и строчевые вышивки выполнялись на глаз, без предварительного рисунка. Снимок с оригинала полностью повторялась вышивальщицей или же вносились изменения и дополнения в процессе труды. В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу. Пролетарий рисунок свободного контура переводят с оригинала с поддержкой прозрачной бумаги, которую накладывают на готовый рисунок, закрепляют по углам кнопками, скрепками или булавками и обводят очертания рисунка твердо-мягким карандашом (ТМ), тушью или фломастерами. Рисунок с готового изделия переводят с поддержкой стекла, положенного на вышивку, поверх какого кладут прозрачную бумагу и обводят очертания. Рисунок с вышивки на непрозрачную бумагу переводят с поддержкой алюминиевой ложки или кусочка копировальной бумаги, потерев поверх бумаги по вышитому рисунку. Обрисовавшиеся на бумаге темные линии Потом обводят карандашом или фломастером. Для зарисовки рисунков, выполненных крестом, полукрестом, косой стежкой, счетной гладью, используют клетчатую бумагу. Любой крестик изображают 2 скрещенными линиями или «заливают» клеточки по рисунку цветными фломастерами, карандашами, тушью. Рисунок швом «полукрест» зарисовывают прямыми и наклонными чертами, заполняя каждую клеточку в соответствии с рисунком-оригиналом. Рисунки ажурных вышивок переносят на клетчатую белоснежную бумагу черной тушью, цветными шариковыми ручками и фломастерами. Увеличение и уменьшение рисунка. Для того чтобы менять размеры рисунков-узоров, сначала готовый рисунок необходимо разделить на одинаковые квадраты произвольной размеры. Потом на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, намести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Сторонки их можно пронумеровать: по горизонтали буквами, а по вертикали — цифрами. После последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перетащить рисунок на бумагу (рисунок. 3). Чем тоньше берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок.  Подготовка к вышиванию Нанесение рисунка на материал. В зависимости от цвета ткани и фактуры, техники вышивания, нрава и размещения рисунка на изделии существует несколько способов его нанесения (перевода) на материал. Самый простой способ перевода рисунка на материал — при помощи копировальной бумаги. На выглаженную материал к местам будущей вышивки накладываем бумагу (желательно цветную — золотую, красную, зеленую, она меньше пачкает вышивальные нитки) пастой на материал. Остро отточенным карандашом аккуратно обводим очертания свободного рисунка (рисунок. 4,а). Очертания геометрического орнамента обводим с помощью линейки или устанавливаем точки в углах каждого крестика (рисунок. 4,6).  Подготовка к вышиванию рисунок.4. Способы перевода рисунков на материал: а, б — с помощью копировальной бумаги; в — методом «припорох» На беспросветные гладкие ткани рисунок можно переместить с помощью компрессной бумаги, наложив ее на материал жирной стороной. Потом уже на ткани очертания узора обводят цветным карандашом или прометывают ниткой. На ювелирные, прозрачные ткани узор можно перетащить с помощью стекла, под которым стоит лампа. Для этого на стекло кладут рисунок, а сверху ткань и скрепляют их булавками. Вводят свет и обводят контуры рисунка мягким заостренным карандашом. На темные, блестящие и ворсовые материалы рисунок переводят с помощью прозрачной бумаги (папиросной, кальки, целлофана). Рисунок, переведенный на бумагу, накладывается на материал и прошивается по контуру рисунка частыми стежками шва «вперед иголку» или обстрачивается швейной машиной. Бумага срезается, а по завершенье вышивки нитки наметки выдергиваются. Перевод рисунка «припорохом» (рисунок. 4,в) на бумагу, полотно, шелк, бархат, сукно выполняется с поддержкой трафаретов-сколков, изготовленных следующим образом. На стол, застланный мягкой подстилкой (одеялом или материалом, сложенными в несколько раз), кладется лист бумаги с нанесенным рисунком. Под него подкладывается бумага или калька, и все прикрепляется к подстилке. После тонкой или более толстой, если сколок назначен для плотных тканей, иглой или шилом по очертанию рисунка, на расстоянии 2-3 мм, делаются проколы. Готовый трафарет протирают с возвратной стороны наждачной бумагой, уничтожая выпуклости очертания, и прикрепляют на поверхность ткани, предназначенной для вышивания. Очертание рисунка наносится с помощью ватного тампона, смоченного смешением машинного масла и зубного порошка для беспросветных тканей или смесью машинного масла и синьки для ясных тканей. Смесь проходит через проколы, оставляя печати контура рисунка. По консистенции смесь должна напоминать сметану.  Подготовка к вышиванию рисунок.5. Трафареты Канва или самоделковая сетка из ткани применяется для вышивания непрерывных узоров, покрывающих весь фон без просветов. Изготовление выкроек, трафаретов и лекал. Весьма часто, в рукоделии пользуются выкройками. Это отдельные детали грядущего изделия. Выкройки многоразового пользования именуются лекалами. Их изготовляют по рисункам и чертежам с поддержкой линейки, треугольника, циркуля из плотной бумаги и ювелирного картона. Для трафаретов — тонких пластинок, в каких проколот или прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению, — лучше использовать картон. Пункты середины изделия или отдельных деталей обозначаются махонькими надрезами-марочками, глубина которых не должна превышать 5 миллиметр. С поддержкой лекал и трафаретов (рисунок. 5) оформляются кромки изделий фигурными фестонами. Составление рисунков . Для вышивания используют готовые узоры из альбомов или переснятые с вышитых изделий. Но общенародная вышивка, доставшаяся нам в наследие, не является эталоном для незрячего копирования. Она — источник вдохновения и художественного мышления, способ постижения законов пропорции и цветовой созвучия, сочетания различных техник и композиционных решений. Познакомившись с собраниями старинных вышивок, можно перейти к самостоятельному созданию новоиспеченных мотивов и орнаментов. Сначала необходимо произвести разбор рисунка — узнать, из каких элементов он состоит. Для труды используют формы узорного мотива различных размеров, вырезанные из бумаги в нескольких экземплярах. На полосе бумаги необходимой ширины откладывают длину фигуры, сгибают бумагу гармошкой и вырезают необходимый мотив. После готовые формы укладывают на столе или листе бумаги в том или товарищем порядке, раздвигая, сближая, перемещая их для создания раппортов новоиспеченных узоров. Выравнивание краев ткани. Избрав для работы узор, нужно подобрать материал необходимой структуры, качества и цвета, а также нитки и иголки. Но прежде чем приступить к труду, следует выровнять ткань, разметить благосклонность узора на ней, нанести его (для свободных вышивок). Кромки ткани выравнивают, выдергивая крайнюю нить, а по ее отпечатку отрезают лишнюю ткань. Чтобы во пора работы не осыпались нити ткани, кромки изделия обметывают. Выдергивая нити или используя наметку, прокладывают черты, определяющие размеры изделия, вспомогательные черты для обозначения ширины подгибания срезов материалы, ширины бахромы, положения мережек и отдельных швов. После этого материал хорошо разглаживают и, если нужно, запаливают. Закрепление рабочей нитки. В отличие от шитья в вышивании не зачислено делать узелков, оставлять на изнанке долгие петли и концы ниток. Народной вышивке присуща незапятнанная изнаночная сторона, аккуратно выполненная труд. При вышивании одинарной ниткой закрепляют ее крышки несколькими мелкими стежками в том месте, какое по ходу шитья закроется вышивкой (рисунок. 6,а), или после первого прокола оставляют на исподу конец нитки длиной 10 см и укрепляют его, пропуская иголку с ниткой под вышитыми стежками (рисунок. 6,6), после того как рабочая нить закончилась.  Подготовка к вышиванию Можно закрепить крышка нитки стежком «за иголку». Делают прокол иголкой с исподы на лицевую сторону, протягивают иглу и оставляют на исподу конец нитки длиной 10-15 мм, крепко его придерживая. Весьма близко от первого прокола слева вправо делают 2 прокол на изнанку и выводят иглу с ниткой на лицевую сторонку, закрепляя ею конец нитки (рисунок. 6,в). Если же вышивают в 2 нити, то нитку, уложенную вдвое, продергивают концами в отверстие иглы. После делают маленький стежок в месте основы работы и тянут нитку до тех пор, пока не останется краешек в виде маленькой петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают ее (рисунок. 6,г). Заканчивая труд, нитку закрепляют под вышивкой с изнанки несколькими тонкими стежками швом «вперед» или «назад иголку», а крышки обрезают ножницами. В ажурных вышивках двойную нить разом закрепляют петлей на невыдернутых нитях материалы (рисунок. 6,д), а одинарную закрепляют в петлю с поддержкой маленького вертикального стежка или прошивая стежками шва «вперед иголку» (рисунок. 6,е), мастеря место закрепления незаметным.  Подготовка к вышиванию Уголок рукоделия. Общенародная пословица гласит: «Что в порядке лежит, само в длани бежит». Это относится и к рукоделию. Для хранения необходимых материалов, инструментов и устройств нужно иметь специальную коробку или шкатулку, корзинку или сделать навесной «уголок рукоделия» (рисунок. 7). Изготовить его можно из холста или 2 материалы любой ширины и длины. На основную материал сверху нашивается несколько карманов различных размеров, расцветок и форм, петли для навешивания (но лучше закрепить «уголок» на деревянной или пластмассовой планке, чтобы не морщилась и не провисала материал). Внизу можно пришить бахрому или украсить крышка полотнищ разноцветными петлями из ниток, по бокам пришить тесьму, шнур или цветной выпушка. Такой уголок рукоделия можно повесить на стену или на дверь.